Издание The Wall Street Journal выделило пять основных тем, способных препятствовать заключению соглашения:
Территориальный вопрос. Россия требует, чтобы Украина вывела войска из Донбасса, тогда как Киев отказывается передавать территории, ссылаясь на Конституцию.
Отказ Украины от стремления в НАТО. Хотя в новом плане США предусмотрено, что Украина не присоединяется к блоку в ближайшее время, президент Украины Владимир Зеленский отвергает требование отказаться от возможности вступления в альянс в будущем. Москва, в свою очередь, настаивает на нейтральном, внеблоковом и безъядерном статусе страны как одном из условий урегулирования.
Численность украинской армии. Первоначально план США предполагал сокращение Вооруженных сил Украины до 600 тыс. человек. Украина и страны Европы настаивали на увеличении лимита до 800 тыс. По данным Зеленского, к началу 2025 года численность ВСУ достигала 880 тыс. военнослужащих. Киев подчеркивает, что определение структуры и размера армии является его суверенным правом.
Статус русского языка. Москва настаивает на возвращении русского языка в медиа и образование после окончания конфликта. В изначальном варианте плана США был пункт о признании русского официальным государственным языком. По опросам, на которые ссылается The New York Times, около 32% украинцев говорят по-русски или двуязычно, при этом 58% считают, что русский язык не должен преподаваться в школах (в 2019 году таких было 8%).
Контроль над Запорожской АЭС. Предложение США о совместном управлении крупнейшей в Европе атомной станцией между Россией и Украиной вызывает критику Киева. Ранее Владимир Путин подчеркнул, что Россия готова сотрудничать с Вашингтоном по вопросам эксплуатации АЭС, однако в российском МИДе отметили, что подобных примеров в мире не существует.
Напомним, глава РФПИ Кирилл Дмитриев проведет встречи с американским спецпосланником Стивом Уиткоффом и зятем президента США Джаредом Кушнером в Майами в ближайшие выходные.
