Как показывает история, явление коррупции старо, как и сама цивилизация. Преподаватель кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Университета «Синергия», владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры» Антон Палюлин в комментарии RuNews24.ru напомнил, что первые антикоррупционные законы были зафиксированы в законах шумерского царя Урукагины в XXIV веке до н.э. Индийский государственно-правовой трактат Артхашастра IV в. до н.э. зафиксировал, что чиновник, ведающий имуществом правителя, не может не присвоить хотя бы его часть.
С коррупционеров сдирали кожу живьем (Персия), им отрубали нос (Египет), их четвертовали (Русь), их продолжают расстреливать (КНДР, Китай) и отправлять в тюрьмы, но коррупция пережила империи и государства, и нет ни одного основания полагать, что в ближайшие несколько тысячелетий что-то кардинально изменится.
«Однако, по сравнению с государствами прошлого, у нас появился механизм предотвращения коррупции ненасильственным методом: при помощи искусственного интеллекта. Его можно назвать технократическим «спринтом» в составе комплексного «марафона», о котором говорит Александр Иванович Бастрыкин. В частности, в его интервью упоминалась цифровизация, и именно на этом аспекте, на мой взгляд, стоит сосредоточить своё внимание».
В частности, требуется минимизация человеческого фактора в принятии ключевых экономических решений. Речь идет о полной цифровизации всех государственных услуг с открытым алгоритмическим аудитом, где каждое действие чиновника фиксируется в неизменяемом публичном реестре на базе блокчейна.
«Применение искусственного интеллекта для мониторинга финансовых потоков и выявления аномалий в реальном времени — вопрос совсем недалёкого будущего. Уже сейчас алгоритмы машинного обучения способны анализировать данные о госзакупках, банковских транзакциях и декларациях чиновников, выявляя скрытые связи между участниками закупок и госслужащими».
Требуется принятие федерального закона, обязывающего все госорганы и компании с государственным участием использовать такие системы анализа рисков, с интеграцией в Единую федеральную информационную систему о финансовых сделках, объединяя лучшие практики «Светофора», «Спарка», «Глобаса» и иных систем. Это позволит перейти от карательной практики наказания постфактум к предиктивному предотвращению нарушений.
