Новости дня

Все новости дня
Статьи

Звезда фильма «Москва слезам не верит» Вера Алентова умерла. Трагедия на прощании с Лобоцким

Легендарная актриса, звезда «Москвы слезам не верит», скончалась на 84 году — в театре, среди коллег, в день, когда прощалась с другом и соратником.

Звезда фильма «Москва слезам не верит» Вера Алентова умерла. Трагедия на прощании с Лобоцким
Фото: блог Юлии Меньшовой, источник: t.me/JuliaMenshovaJulia

Последний поклон — в театре, где начиналась её слава

В четверг, 25 декабря 2025 года, в Москве на 84-м году жизни скончалась народная артистка России Вера Васильевна Алентова — одна из самых ярких, трогательных и по-настоящему женственных фигур советского и российского кинематографа. 

Трагедия произошла в помещении Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, где в тот же день проходило прощание с народным артистом России Анатолием Лобоцким — её другом, партнёром по съёмкам и, по признанию самого Лобоцкого, человеком, с которым её связывали искренняя дружба и тёплые воспоминания. 

Как подтвердили представители театра, Алентова пришла на церемонию проститься с Лобоцким, но внезапно почувствовала себя плохо. Её состояние резко ухудшилось около 14:30 по московскому времени, она потеряла сознание прямо в фойе. Приехавшая бригада скорой помощи диагностировала острый инфаркт миокарда. Реанимационные мероприятия начались немедленно и продолжались на протяжении всей дороги в больницу, однако спасти актрису не удалось. В 15:18 по московскому времени врачи констатировали смерть.

 

 

«Москва слезам не верит» — фильм, изменивший жизнь

Родившись в 1942 году в Котласе Архангельской области в семье актёров, Вера Алентова с детства была окружена театром. Её путь начался в 1960 году с зачисления в труппу театра имени Пушкина в Орске. Но настоящая судьба ждала её в Москве.

Поступив в Школу-студию МХАТ в 1961 году, а уже через год познакомилась с Владимиром Меньшовым — студентом режиссёрского факультета. Их роман быстро перерос в семью: они поженились в 1962 году, на втором курсе ВГИКа. 

В 1969 году у них родилась дочь — Юлия Меньшова, которая впоследствии стала известной актрисой, телеведущей и режиссёром.

Но главным событием в жизни Алентовой стал 1979 год — выход фильма «Москва слезам не верит». Картина не просто стала культовой, она перевернула представление о женской судьбе в советском кинематографе. Екатерина Тихомирова — сильная, уязвимая, любящая, самостоятельная — была не просто героиней, это был портрет целого поколения женщин, которые учились строить карьеру, любовь и семью в условиях непростой эпохи.

Фильм собрал более 93 миллионов зрителей, был удостоен «Оскара» за лучший иностранный фильм в 1981 году и остаётся одним из самых узнаваемых символов отечественного кино за рубежом.

 

Откровенные сцены, мужская ревность и долгая дружба

Роль в «Москве слезам не верит» открыла Алентовой дорогу к новым вершинам, но не все проекты давались легко. В 2000 году она согласилась на участие в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов» — в драме о любви советской женщины и французского переводчика, действие которой разворачивается в 1950-х. 

Там ей пришлось сыграть откровенные сцены в возрасте 58 лет. Это вызвало неоднозначную реакцию в обществе и даже некоторое недовольство со стороны мужа, несмотря на то, что именно он поставил картину. В одном из интервью Меньшов признавался:

«Вере было сложно, но она сделала это ради правды фильма». 

Анатолий Лобоцкий, сыгравший роль французского переводчика, вспоминал:

«Вера Васильевна держалась с достоинством и внутренней силой. После съёмок мы остались в хороших отношениях, я звонил ей каждый год на день рождения, мы обсуждали книги, театр, иногда просто молчали в телефонной трубке, но это молчание было наполнено теплом».

Ирония судьбы: в день её ухода из жизни она пришла проститься именно с этим человеком.

 

«Она ушла, как актриса — в финальном аккорде»

В театре имени Пушкина отменены все спектакли на ближайшие три дня в знак траура. Коллеги и ученики Алентовой собираются у здания театра с цветами, свечами, фотографиями. Театр имени Пушкина готовит спецвыпуск «Памяти Веры Алентовой» с архивными кадрами, интервью, выступлениями коллег: Инны Чуриковой, Лии Ахеджаковой, Евгения Миронова. 

Дочь Юлия Меньшова отреагировала на утрату трогательным постом. В телеграм-канале она опубликовала несколько совместных фотографий мамы и отца — Владимира Меньшова.

«Мамы больше нет. Теперь они — вместе», — написала она.

 

Актриса, которая олицетворяла «тёплую Москву»

Вера Алентова никогда не стремилась к громким скандалам или медиапопулярности. Её амплуа — «умная, добрая, немного уставшая от жизни женщина» — стало визитной карточкой целой эпохи. 

Она снялась более чем в 60 фильмах и сериалах, включая:

- «Завтра была война» (1987) — роль учительницы Елены Сергеевны, ставшей символом нравственного выбора;

- «Ширли-мырли» (1995) — ироничная, но тонкая работа в культовой комедии Владимира Меньшова;

- «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» (2003–2004) — сериал, в котором она сыграла одну из центральных ролей, раскрывая тему женского одиночества после 40.

Но в первую очередь, она оставалась Катей из «Москвы слезам не верит». Поколения россиянок до сих пор называют её имя в числе главных ролевых моделей: сильная, но не агрессивная; успешная, но не холодная; одинокая, но не сломленная.

 

 

«Она научила нас верить в любовь в любую погоду»

Она прожила долгую, насыщенную, но не всегда лёгкую жизнь. Переборола болезни (в 2009 году — операция на сердце), пережила уход мужа Владимира Меньшова в 2021 году. Но всегда оставалась в театре. Даже в 80 лет она выходила на сцену в спектакле «Старшая сестра» по рассказу Чехова, в постановке своего ученика.

Сегодня, в холодный зимний вечер, театр имени Пушкина остаётся открытым, но не для спектаклей. Туда приходят люди. Несут алые розы — любимые цветы Веры Васильевны. Пишут на листочках: 

«Спасибо за Катю…» 

«Вы учили нас быть людьми» 

«Мы будем смотреть ваш фильм каждый Новый год. Как традицию».

Потому что «Москва слезам не верит» — это не просто кино. Это напоминание: жизнь бьёт, но не ломает. Любовь приходит поздно, но приходит. И женщина может быть и матерью, и директором, и влюблённой — одновременно.

Вера Алентова сделала это возможным — не громкими словами, а тихой, глубокой, настоящей игрой.

Она ушла, как подобает актрисе в театре, в день прощания с другом, с верой, что за кулисами ждёт новый спектакль.

По последним данным, прощание с артисткой Верой Алентовой будет проходить в театре имени Пушкина.

Автор: Ника Балакина

Читайте нас в телеграм
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.Согласен