Как отметил в комментарии RuNews24.ru эксперт по социально-экономической политике Яков Якубович, цель парламентария – ужесточить ответственность и заставить банки активнее выявлять и пресекать внутренние нарушения.
Луговой предлагает внести в ст. 187 УК РФ прямую норму, позволяющую привлекать к уголовной ответственности сотрудников банков, которые умышленно или по халатности способствуют работе дропперских схем.
В чём заключается проблема?
Дропперство (использование подставных лиц для обналичивания похищенных средств) остается масштабной проблемой. По словам депутата, через него ежемесячно проходит свыше 500 млрд рублей. Луговой указывает на системную уязвимость: сотрудники банка могут сознательно игнорировать подозрительные операции или облегчать открытие счетов для мошенников.
Как решить проблему?
«Луговой считает, что можно устранить этот пробел, создав персональную ответственность для банковских служащих. Это должно усилить внутренний контроль в банках и сделать невозможным для сотрудников безнаказанно участвовать в преступных схемах».
Ст. 187 УК РФ уже была дополнена нормами об ответственности клиентов-дропперов (ч. 3–6). Однако в ней отсутствует специальный состав преступления для сотрудников кредитной организации, злоупотребляющих своим служебным положением для содействия дропперам.
В теории таких сотрудников можно привлечь по другим статьям УК (например, за соучастие в мошенничестве, злоупотребление полномочиями или халатность). Однако для этого требуется доказывать их прямой умысел или связь с организаторами, что сложно. Предложение Лугового направлено на создание специальной, более применимой на практике нормы, которая возлагает на банковских работников ответственность за невыполнение обязанностей по противодействию легализации преступных доходов.
Текущие меры борьбы с дропперами и внутренним фродом в банках
Борьба с дропперами уже ведется по нескольким направлениям с участием регулятора и самих банков.
1 ноября 2025 года ЦБ направил банкам рекомендации по усилению контроля за идентификацией клиентов. Например, активация карт по зарплатным проектам должна быть возможна только после завершения всех процедур верификации личности владельца. Регулятор также ведет базу данных дропперов, которой пользуются банки.
Крупные банки активно внедряют системы мониторинга и анализа операций для выявления подозрительной активности.
- ВТБ в 2024 году выявил более 148 тыс. клиентов-дропперов, заблокировав более 1,5 млрд рублей и вернув потерпевшим свыше 320 млн рублей.
- Т-банк за прошлый год заблокировал более 140 тыс. дропперов, более половины из которых – люди до 20 лет.
- Сбер отмечает, что около 60% дропперов – граждане до 24 лет, и фиксирует рост вовлечения молодежи.
Борьба с внутренним мошенничеством (фродом) является стандартной частью комплаенс-процедур в банках. Она включает проверки благонадежности сотрудников, аудит операций, разграничение прав доступа и расследования инцидентов. По идее, предложение Лугового усиливает этот аспект, добавляя угрозу уголовного преследования. Правда при этом вырастет нагрузка на работников банков и сделает эту профессию менее привлекательной.
Цифры «более 2 млн человек, задействованных в дропперстве на территории РФ» была озвучена Луговым в интервью ТАСС 17 декабря 2025 года. Депутат ссылается на «свои данные», не указывая конкретный первоисточник.
Схожие оценки масштаба явления, однако, есть и у регулятора: по данным Банка России, каждый месяц дропперами становятся около 80 тыс. человек, а в 2024 году около 10 млн клиентов переводили деньги на дропперские карты. Таким образом, цифры Лугового, хотя и не имеет публичной официальной привязки, находится в одном порядке с оценками регулятора и указывает на чрезвычайную распространенность проблемы.
Для защиты клиентов от мошенников применяются превентивные меры, которые, однако, могут создавать неудобства для добросовестных пользователей.
С 1 сентября 2025 года, если банк выявляет признаки того, что клиент находится под влиянием мошенников (например, снимает деньги вскоре после получения кредита), он обязан на 48 часов ограничить выдачу наличных суммой не более 50 тыс. рублей.
Эта автоматическая мера, направленная на защиту, может блокировать доступ к собственным средствам законопослушных клиентов. Именно такая история недавно произошла конкретно со мной. Мне нужно было снять 80 тысяч рублей наличными, и я пытался сделать это в торговом центре на Лубянке. Однако банк заблокировал операцию и ограничил снятие наличных. При этом снять это ограничение невозможно. Единственный способ, который посоветовали в банке - найти «знакомого, родственника или доверенное лицо» и перевести ему необходимую сумму по СБП. А он уже снимет средства.
В СМИ также фиксируются массовые жалобы на такие блокировки, оставляющие людей без денег на время проверки. Это яркий пример конфликта между безопасностью и удобством.
Ключевая задача для банков и регулятора – повышать точность алгоритмов, чтобы минимизировать ложные срабатывания, и обеспечивать клиентам понятные и быстрые процедуры разблокировки.
- Обоснованность проблемы. Луговой указывает на системную уязвимость – потенциальное участие банковских сотрудников в дропперских схемах. Его предложение направлено на усиление внутреннего контроля, однако с повышением эмоциональной нагрузки на работников банков
- Целесообразность законодательных изменений. Внесение в ст. 187 УК РФ специальной нормы об ответственности банковских сотрудников логично дополняет уже введенную ответственность для дропперов. Это создаст более действенную и целостную правовую конструкцию для борьбы со всеми звеньями преступной цепи.
- Потенциальные риски: Главный риск – формальный подход и превращение новой нормы в инструмент для давления на банки и их сотрудников или превращения их в «козла отпущения» вместо борьбы с организаторами схем. Ответственность должна быть четко сформулирована, чтобы не порождать правовую неопределенность и не привести к избыточному уголовному преследованию за халатность.
Предложение Лугового кажется логичным шагом в рамках комплексного подхода к борьбе с дропперством. Однако его эффективность будет зависеть от точности формулировок в законе, качества работы правоохранительных органов и последовательных усилий банков по совершенствованию внутренних систем контроля и клиентского сервиса. Борьба с финансовыми мошенниками требует сбалансированных мер, которые, защищая средства граждан, не создают для них неоправданных препятствий.
