Власти Санкт-Петербурга направили обращение к главе Минтранса, Роману Старовойту, с просьбой запретить использование электровелосипедов на тротуарах. Дмитрий Митрошин, руководитель научного центра безопасности дорожного движения МВД России, сообщил в Мосгордуме, что в 2024 году зафиксирован рост ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), включая самокаты, моноколеса и гироскутеры, на 43% по сравнению с предыдущим годом. Число пострадавших в этих авариях также возросло на 45%, достигнув 4,6 тыс. человек.
По словам Митрошина, динамика смертности вызывает серьезную обеспокоенность, так как количество погибших увеличилось более чем на четверть по сравнению с прошлым годом. В прошлом году в России в результате аварий с СИМ погибло 54 человека, включая 51 пользователя этих устройств. Наибольшее число смертельных случаев произошло в Москве и Краснодарском крае. Ранения получили 4,6 тыс. человек, что на 44,5% превышает показатель предыдущего года, согласно данным главы научного центра ГИБДД.
Мнения депутатов Госдумы и экспертов в области транспорта, опрошенных "Газетой.Ru", относительно будущего СИМ в городах, расходятся. Юрий Григорьев, член комитета по транспорту, считает необходимым изолировать пользователей самокатов от пешеходных зон.
Пешеходные участки точно нужно отделить и обезопасить наших граждан, это нужно сделать в обязательном порядке. На данном этапе лица, перемещающиеся на СИМ, ближе к велосипедам и мотоциклам, - заявил Григорьев.
Он также отметил, что разделение полос для СИМ от автомобильных дорог с помощью разметки повысит безопасность. В городах, как Москва, необходима связанная сеть дорожек, позволяющая перемещаться через весь город.
Михаил Блинкин, научный руководитель Института экономики транспорта НИУ ВШЭ, выделяет два подхода к использованию СИМ: консервативный, рассматривающий их как средство для спорта и развлечений, и прогрессивный, видящий в них инструмент для ежедневной мобильности.
Я придерживаюсь консервативной точки зрения. Если СИМ выпустить на проезжую часть, у нас резко возрастет летальная аварийность, потому что «жестяная» авария двух автомобилей — это вопрос кузовного ремонта. Такая же авария с автомобилем и СИМ — это покойник, —подчеркнул Блинкин.
Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования, считает, что СИМ ближе к пешеходам, чем к автомобилям, и могут передвигаться по тротуарам.
На наших велодорожках мало велосипедистов, но есть мировой опыт. Велосипедисты и СИМ с электромотором очень плохо совмещаются. Разная скорость, разная динамика. Я полагаю, что нам надо приходить к простому решению: СИМ — это средство развлечения и спорта, а не ежедневной городской мобильности, - отметил Блинкен.
Олег Леонов, депутат Госдумы, указывает на необходимость создания отдельных дорожек для СИМ, особенно у края проезжей части, что затруднительно в центре Москвы из-за узких улиц. Он подчеркнул, что СИМ должны двигаться по выделенным полосам, чтобы не создавать угрозу для пешеходов и автомобилей.