Статьи

«Лечить Европу будем долго». Как Запад скатывается в Средневековье и что может его спасти?

О круговращении самых разных процессов в природе и социуме написаны тонны книг. И ведь действительно, иногда «они» возвращаются! Люди, забытые практики, ранее никому не нужные поэты... Но самым грозным является «кольцо во времени»: когда целые цивилизации повторяют какие-то этапы своей истории.

«Лечить Европу будем долго». Как Запад скатывается в Средневековье и что может его спасти?
Фото: The U.S. National Archives/Wikipedia
Читайте нас в телеграм

Не так давно в США была переиздана небезынтересная книга. Её название характерно: «Дальнее зеркало. Полное бедствий XIV столетие». Автор – Барбара Такман (на заглавном фото). Она была частью американской аристократии, как её принято понимать в США. Дед её, Генри Моргентау, был послом США в Турции, отец, Морис Вертхайм числился среди банкиров.

Война, чума, язычество

Переиздание книги, которая вышла 47 лет назад (первое издание – 1978 год) само по себе симптоматично. Даже её название прямо говорит, что события Средних веков в Европе прямо проецируются на нынешние времена.

А XIV век и впрямь был во много показательным. Сначала, по исходу первой трети столетия, «стартовала» длиннющая Столетняя война (1337-1453). Формально она была между Англией и Францией: английские короли и королевы из династии Плантагенетов претендовали на престол Франции, дабы отвоевать земли севера французского королевства, которыми они владели ранее.

Осада англичанами Турна в ходе Столетней войны 

Так вот, это только говорится, что воевали Англия и Франция. Серия войн вовлекла в конфликты почти пол-Европы: Фландрия (сегодняшние Бельгия и Нидерланды), Португалия, земли Испании, Германии и другие. Населения в 400 млн там тогда, как вы понимаете, не было. Как они друг друга не уничтожили вконец – вопрос.

На войну и лишения плавно наложилась всеевропейская эпидемия чумы. Пришедшая из Восточного Китая в 1346 году через Крым и Ближний Восток она бушевала в Европе треть века, до 1382 года. Некоторые страны вымерли наполовину, например, Норвегия. Да и другим досталось.

Неэффективность официальной медицины привела к тому, что повсюду в Европе распространились языческие культы, ведовство и прочие подобные явления. Последовала реакция канонических церквей, которая позже выродилась в пылающую инквизицию. Нетерпимость стала в Европе нормой.

Развенчание идеалов

Стоит увидеть и исторический контекст, точнее то, что было до этого. Столетняя война не была началом чего-то невиданного. В XIII веке завершились основные Крестовые походы, которые были попыткой отвоевать Святую землю у арабских и турецких завоевателей.

Они тоже длились более века: с 1096 по 1204 годы. Крестовые походы «успешно провалились» и только XX век и крах Османской империи привели к тому, что святыни вроде Храма Гроба Господня вернулись в «нужные руки». Правда, снова ненадолго. Существование государства Израиль и полупризнанной Палестины – вообще отдельная большая проблема.

Крестовые походы не достигли своих целей 

Главным же итогом и провальных Крестовых походов (крестоносцы походя разоряли вполне христианские царства, вроде Византии или Болгарии), и Столетней войны с «Черной смертью» стала широчайшая дискредитация официальных «идейных столпов» того общества, где власть королей зиждилась на авторитете католичества.

Распространение ересей, дистанцирование культурной элиты от церкви и её идейного наследия подготовило в будущие века и Возрождение, и Просвещение. Выйдя из Средних веков с колоссальными жертвами Европа сумела сотворить своё чудо: культурное, научное и экономическое. И к XX веку она стала ориентиром для всего мира.

Черты знакомых лиц

Одной из примечательнейших особенностей книги Такман является то, что она не ограничивается описанием событий и даже культуры. Она описывает и нравы того времени: как чувствовали, ощущали себя люди в ту эпоху.

А было это время, как мы сказали, подспудного ренессанса языческих воззрений, дьяволопоклонничества. Ведь люди искали защиты от мора, войн и прочих бедствий, а от традиционной церкви толку тогда было мало.

Правители XIV века вели себя безрассудно, словно юнцы, влезая в войны, которые разоряли их страны, а их самих вгоняли в долги. Войны подстёгивали эпидемии, так как не оставалось средств на противодействие болезням.

Так Питер-Брейгель-старший изобразил «Триумф смерти», подразумевая чуму 

Болезни ещё более выкашивали население. Распространилось трагическое мироощущение. А ныне, в XXI веке, исследователи считают, что депрессии уносят столько же людей на тот свет, что и эпидемии...

Такман, будучи историком и писательницей, не просто так в конце 1970-х обратилась к теме одного из опаснейших периодов истории Европы. Она явно видела признаки упадка западной цивилизации и в те годы, в которые сама трудилась. Хотя тогда это были только провозвестники того, что творится сейчас.

Уже и пандемии вернулись, и политиканы ЕС демонстрируют все признаки того, что они пережили лоботомию: видимо, Такман обладала одним из талантов пытливого исследователя. А именно — умела предвидеть.

Опаснее, чем в Средние века

Но одно из главных в лечении любого недуга, телесного или общественно-политического, заключается в том, чтобы понять, что именно может помочь. Такман напоминает, что Европа всё же выжила после XIV века.

И ей помогли Реформация, Возрождение, Просвещение. Ныне от многих плодов всего этого сам Запад отказывается. Отсюда и закономерный вопрос: сможет ли эта живучая цивилизация измениться снова так, чтобы не стать в угрозу себе и миру?

«Макроны» как симптом болезни цивилизации 

На него уже есть ответ. Известный российский политолог и учёный Сергей Караганов в одной из программных статей в издании «Россия в глобальной политике» заметил:

«Лечить Европу нам придётся долго, но сделать это необходимо».

И он прав. Ни у России, ни у Китая, ни у кого на планете нет ещё двух веков, чтобы ждать пока «Европа-матушка» исторгнет из себя Макронов, Стармеров и Зеленских. В мире, где есть ядерное оружие, второго шанса не будет.

Автор: Александр Каминский

Читайте нас в телеграм

Выбор читателей