Пилоты самые опытные, лайнер – самый надежный
В ночь с 22 на 23 марта 1994 года Airbus A310, принадлежащий одной из крупнейших российских авиакомпаний, вылетел по маршруту Москва — Гонконг. Пилотов этого международного рейса тщательно отбирали. У каждого за плечами – не менее тысячи часов налёта, свободное владение английским языком и масса амбиций.
Сам самолёт носил имя великого композитора М. И. Глинки. Позднее благодаря этому названию волонтёры, оказавшиеся на месте катастрофы, смогли идентифицировать воздушное судно.
Экипаж A310 прошёл подготовку в компании Airbus Industry. Из трёх тысяч пилотов, работающих в популярной российской авиакомпании, были отобраны только 15 лучших. Среди них был Ярослав Кудринский, сменный командир воздушного судна – именно он вёл рейс в Гонконг.
В тот роковой рейс Кудринский решил взять с собой в путешествие своих детей — 13-летнюю Яну и 15-летнего Эльдара. Пилот очень мечтал показать им Гонконг.
Первые три часа полёта прошли без происшествий: командир воздушного судна Андрей Данилов успешно вывел самолёт из московского воздушного пространства, передал управление второму пилоту и отправился отдыхать. После ночного сна его ждал обратный путь в Гонконг, и Данилов решил воспользоваться возможностью, чтобы немного отдохнуть.
Он и представить себе не мог, что может произойти что-то непредвиденное: лайнер тщательно проверили лучшие авиаинженеры, да и команду в рейс подобрали самую опытную.
Фото: Michel Gilliand / Airliners
«Пошалил и хватит»
В тот вечер Кудринский совершил серьёзную ошибку. Когда командир покинул своё рабочее место, пилот решил пригласить в кабину своих детей — Эльдара и Яну. Первой в кресле командира оказалась девочка, однако управление штурвалом не вызвало у неё особого интереса.
Это лишь подстегнуло отца, и он незаметно перевёл автопилот на пятнадцать градусов, за счет чего он отклонил борт влево, не отключая автоматическую систему управления самолётом. Движение сразу же отобразилось на автогоризонте, но дочь, поняв, что это сделал отец, окончательно потеряла интерес и покинула кресло.
Следующим в кресло пилота сел Эльдар. В отличие от сестры, мальчик сразу же увлёкся процессом и начал активно дёргать штурвал то влево, то вправо. Постепенно игра вышла из-под контроля. Обеспокоенный слишком активными действиями сына, Кудринский попытался забрать у Эльдара штурвал, но не смог — мальчик вцепился в него мёртвой хваткой.
«Пошалил и хватит!», - отец тщетно пробовал привести в чувства разыгравшегося сына.
Фото: личный архив семьи Кудринских
Когда штурвал стал игрушкой
Ребёнок продолжал управлять самолётом, игнорируя все предупреждения отца. Этот процесс продолжался около трех минут. Внезапно произошло то, чего не ожидал никто — ни сын, ни сам Кудринский.
В какой-то момент мальчик слегка повернул штурвал вправо, и самолёт воспринял это как команду пилота отключить автопилот. То, что случилось дальше, могло бы стать основой для захватывающего фильма, но, к сожалению, всё закончилось трагически.
Самолёт с пассажирами на борту начал резко отклоняться от курса, но Кудринский заметил это слишком поздно. Позже эксперты, анализировавшие те события, пришли к выводу, что Кудринский не мог знать, что автопилот отключается без характерного звука.
Ценные секунды были упущены, и самолёт начал терять высоту. Начался сильный крен, и пока остальные члены экипажа пытались понять, что происходит, самолёт наклонился под углом 45 градусов – этот показатель является критическим для лайнера.
Фото: стоп-кадр из YouTube
Без шансов на спасение
Всех, кто находился на борту, буквально прижало к своим местам. В итоге ни Данилов, который уже проснулся, ни Кудринский, осознавший свою ошибку, не могли встать со своих кресел.
Единственным человеком, который мог отвести самолёт от населённого пункта и леса, был Эльдар — сын второго пилота. Однако мальчик не был знаком с профессиональным жаргоном своего отца, что и сыграло роковую роль в трагедии.
Когда Кудринский дал сыну команду «держать штурвал», Эльдар совершил вторую роковую ошибку — дёрнул рычаг управления. Это фактически означало смертный приговор для всех, кто был на борту. В одно мгновение самолёт вошёл в глубокое пике и рухнул вниз со скоростью двести километров в секунду, подобно штопору.
Чтобы восстановить события того дня, эксперты провели реконструкцию. Их заключение было неутешительным: даже если бы пилоты приложили все свои усилия, спастись было невозможно. И дело было не только в том, что за штурвалом в тот момент оказался школьник.
Фото: стоп-кадр из YouTube
Показания очевидцев
Анатолий Горностаев, в то время работавший оператором на телевидении в Междуреченске, стал одним из первых, кто прибыл на место крушения самолёта в составе группы спасателей. Он снимал всё происходящее на камеру.
По словам Горностаева, первыми самолёт заметили заключённые колонии, которая находилась примерно в 15–20 километрах от места падения. Они сообщили, что лайнер вращался в воздухе, а затем рухнул вниз по склону.
Фото: стоп-кадр из YouTube
Горностаев и другие спасатели прибыли на место катастрофы на вертолёте Ми-8 ранним утром. Всего их было около десяти человек. Первое, что поразило Анатолия, — это сильный запах керосина в воздухе и останки тел, разбросанные по белому снегу.
«Тела были обескровлены, и среди них не оказалось ни одного целого человека… Вспоминаю стюардессу — очень красивая. Только она была с кислородной маской, но от удара ей разбило голову», — рассказал Анатолий.
Но самое страшное, по словам Анатолия, — это то, что у всех людей были седые волосы. Керосин выжег всё, даже кровь, а снег стал твёрдым, как наст, по которому можно было ходить, не проваливаясь.
Фото: Bureau of Aircraft Accidents Archives
Официальное заключение
В ходе расследования катастрофы эксперты заключили, что пилоты, управлявшие самолётом, не обладали необходимыми знаниями и навыками. Ни интенсивное обучение, ни тщательный инструктаж не смогли компенсировать их растерянность и неспособность быстро реагировать в критической ситуации. В итоге это привело к нарушению всех правил безопасности и преступной халатности.
Согласно официальному заключению, пилоты допустили ошибку, пытаясь вывести самолёт из пике. Вместо того чтобы отпустить штурвал, они попытались выровнять самолёт, что привело к его резкому взлёту. Хотя самолёт А310 оснащён системой безопасности, которая предотвращает его падение даже на низкой скорости, в этот раз она не смогла обеспечить безопасность полёта – и все из-за личного вмешательства пилотов.
Могила детей пилота. Фото: соцсети
Как выяснили эксперты, если бы пилоты не смогли дотянуться до штурвалов, автоматическая система управления могла бы самостоятельно восстановить безопасный полёт. Однако из-за вмешательства пилотов система не смогла вернуть управление.
Изначально по факту расследования причин катастрофы было принято решение о возбуждении уголовного дела. Однако через несколько месяцев оно было прекращено в связи с гибелью обвиняемых. Экипаж самолёта был похоронен на Митинском кладбище. Дети пилота Кудринского были захоронены рядом с отцом...