Дело не в папахе, а в капитале
Поводом для резонанса стали данные, распространенные Telegram-каналом Mash. По информации источника, Нурмагомедов окончательно вышел из всех российских бизнес-проектов. Речь идет о целом ряде активов, которые спортсмен покидал поэтапно начиная с 2021 года: благотворительный фонд своего имени, туристическое агентство «Хикмит Травел» (ликвидировано в 2022-м), бренд одежды «Сильди» (передан брату) и провайдер «Первый мобильный» .
Свой бойцовский клуб Eagles Хабиб, по данным СМИ, передал бизнесмену Зиявудину Магомедову, который в 2018 году был осужден за хищение 2,5 миллиарда рублей .
Пока российские активы сворачивались, зарубежные — набирали оборот. В ОАЭ Нурмагомедов развивает сеть спортзалов KHABIB GYM (прибыль до $6 млн в год за счет роялти) и приобрел промоушен Gorilla FC за $1 млн, переименовав его в EAGLE FC . Общий ежегодный доход бывшего чемпиона в Эмиратах оценивается в сумму около 46-50 миллионов долларов.

Вот вам и «национальный герой»
Именно эти цифры и стали камнем преткновения. Марина Ахмедова, известная своей принципиальной позицией по вопросам патриотизма, не стала молчать. В своем Telegram-канале она опубликовала пост, который мгновенно разлетелся на цитаты.
«Не знала, что Нурмагомедов такой богатый человек, — написала Ахмедова, комментируя информацию о доходах спортсмена. — Вот вам и национальный герой» .
По мнению члена Совета при президенте, с такими ресурсами Хабиб мог бы направить их на развитие Дагестана — республики, под флагом которой он выходил в октагон и побеждал.
«Хорошо, что он, наконец, определился с родиной. Родина там, где деньги, а не там, где папаха», — резюмировала Ахмедова, намекая на традиционный головной убор, который стал неотъемлемой частью образа бойца и символом его связи с Кавказом .
Нравоучения закончились?
Ахмедова также выразила надежду, что вместе с прекращением деловых отношений с Россией Нурмагомедов перестанет читать дагестанцам «нравоучения». Эта фраза отсылает к многочисленным выступлениям спортсмена, где он призывал молодежь к соблюдению традиций, религии и правильному образу жизни.
Интересно, что проблемы с российским бизнесом у Нурмагомедова начались не на пустом месте. Летом 2024 года Федеральная налоговая служба арестовала его счета из-за долга в 297 миллионов рублей. Позже спортсмен погасил задолженность (по некоторым данным, сумма выросла до 302 миллионов), разблокировал счета и закрыл ИП. Эти финансовые сложности, вероятно, стали дополнительным катализатором для окончательного переноса интересов в более благоприятную юрисдикцию ОАЭ.

Новый этап
Сам Хабиб Нурмагомедов пока никак не комментирует заявления Ахмедовой. Его карьера после ухода из спорта развивается по классической модели многих западных атлетов: монетизация личного бренда через международные проекты. Для России же пример Хабиба стал поводом для острой дискуссии о том, где проходят границы патриотизма, когда в игру вступают большие деньги.
Пока одни поклонники восхищаются деловой хваткой кумира, другие, вслед за Ахмедовой, задаются вопросом: не слишком ли высока цена за эмиратские миллионы, если платить приходится репутацией «своего в доску» парня с Кавказа?
