Прежде, чем стать одной из ключевых фигур мировой авиации и космонавтики, Сергея Королева ждал яркий, но тернистый жизненный и профессиональный путь.
Семья Сергея Королева из Украины. Будущий конструктор появился на свет в канун Нового 1907 года. Мария Москаленко родила сына в Житомире поздним вечером 30 декабря 1906 года. Она была дочерью купца, а ее супруг Павел Королев - учителем русского языка.
Через год с небольшим семейство перебралось в Киев. Вместе с ними в столицу отправились бабушка Сергея Королева по отцовской линии и две ее несовершеннолетние дочери-близняшки. Такое решение было принято потому, что от туберкулеза умер дедушка и заботиться об остальных членах семьи было некому. Совместное проживание стало причиной частых ссор родителей Королева.
Обстановка в семье стала совсем напряженной, после того как мать Сергея Королева - Мария - пошла учиться на Высшие курсы историко-филологического факультета. В результате женщина приняла решение переехать жить к своей сестре. Маленький Сережа при этом не остался жить ни с отцом, ни с матерью, а уехал к родителям Марии в Нежин. На тот моменте ему было всего три годика. Тот факт, что сына отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии, очень злил отца мальчика, Павла Королева. Дело даже дошло до суда. Мужчина пытался забрать Сережу на воспитание, но судья отказал ему. Помириться Павел и Мария так и не сумели, однако официально они развелись только через 6 лет после расставания.
Летом 1914 года Сергей Королев вместе с мамой и ее родителями вернулся в Киев. В 1917 году - пошел в школу. К этому времени он с матерью, которая вышла второй раз замуж, переехал в Одессу. Отчима звали Григорий Баланин, он также был педагогом и, ко всему прочему, имел инженерное образование.
В детстве Королев стал свидетелем полета человека на «машине с крылышками». Этим человеком был летчик Сергей Уточкин. Биографы считают, что это событие вызвало настолько сильные эмоции, что оказало влияние на дальнейшее увлечение авиацией и выбор профессии.
В 1921 году произошло еще одно значимое событие: Сергей Королев познакомился в Одессе с летчиками гидроотряда. В 17 лет он уже сам спроектировал безмоторный самолет. В 1923 году вступил в авиационное общество. Затем несколько лет отдал изучению авиационной техники в высших учебных технических учреждениях Киева и Москвы.
В 1929 году Сергей Королев сначала сдал экзамены на звание пилота-парителя, а затем защитил диплом, основой которого стал проект самолета СК-4. Его руководителем был известный авиаконструктор Андрей Туполев. Самолет СК-4 позже ему удалось спроектировать и построить. Произошло это во время работы в ЦАГИ. Тогда же им были созданы планеры «Коктебель» и «Красная Звезда». Последний, к слову, был специально создан для фигур высшего пилотажа, например, мертвой петли.
Позже к Сергею Королеву пришла идея создания ракетоплана и началась карьера ученого-конструктора. В 1931 году он и Фридрих Цандер создали уже в Москве так называемый ГИРД - группу изучения реактивных двигателей. Этим обществом были сконструированы и даже запущены первые ракеты на жидком топливе, созданные в СССР. В итоге обычная группа, объединенная с газодинамической лабораторией из Ленинграда, превратилась в Реактивный НИИ. В 1935 году Сергей Королев возглавил отдел летательных аппаратов данного НИИ. Институт занимался созданием и испытанием разных модификаций ракет.
27 июня 1938 года Сергей Королев был арестован. Произошло это после задержания и заключения под стражу начальника НИИ Ивана Клейменова. Его обвинили в шпионаже, вредительстве, терроре и расстреляли. Якобы он, Королев и другие сотрудники участвовали в деятельности некой незаконной организации, целью которой было ослабление военной мощи СССР. Расстрел миновал Сергея Королева. Его признали врагом народа и отправили по этапу. Освободили ученого только в 1944 году, а в 1957 году реабилитировали.
Во время заключения Королев побывал на Колыме, во Владивостокском исправительном лагере, в спецтюрьме НКВД в Москве. Спецтюрьму еще называли «туполевской шарагой». Там сидели сам Туполев, а также физик-акустик и изобретатель Лев Термен. В местах не столь отдаленных они продолжали заниматься наукой. Изобретатели трудились над созданием ракет, беспилотников и бомбардировщиков. Освободили Сергея Королева только летом 1944 года досрочно. Судимость с него сняли, но сразу не реабилитировали. Годы в заключении были очень трудными. Первые полгода, которые пришлись на Колыму, сильно истощили и измотали Королева. Тяжелый труд, плохое питание, низкий уровень медицинской помощи привели к тому, что ученый перенес цингу, от которой потерял все зубы. Все пережитое также привело к проблемам с сердцем.
В период с 1945 года по 1961 год Сергей Королев спроектировал и создал различные модификации ракет, запустил на орбиту искусственный спутник, который стал первым в истории не только СССР, но и всего человечества, три автоматические станции к Луне.
Одной из главных вех карьеры стало создание «Востока 1». Именно на этом космическом корабле Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в Космос. Работа над этим проектом также далась нелегко. Подготовить полет необходимо было в сжатые сроки в условиях космической гонки с США, проиграть которую было нельзя. Несмотря на все нюансы, в том числе и технического характера, старт корабля все равно состоялся, произошло это 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур, который сейчас находится на территории современного Казахстана.
Дважды Сергей Королев мог быть номинирован на Нобелевскую премию: за запуск в космос первого искусственного спутника и за первый пилотируемый полет в космическое пространство. Но советские власти боялись, что все наработки «утекут» из страны и засекретили имя Королева. Затем Королев занимался проектами освоения Марса и Луны, а также орбитальной станции. Только через 20 лет после смерти Королева, в 1986 году, на орбиту будет выведена первая в истории орбитальная станция «Мир».
В 1965 году в СССР осуществили пуск ракеты-носителя «Молния». Она сумела вывести станцию «Луна-8» на траекторию полета к спутнику земли. Планировалось, что аппарат сядет на Луну. Но планы сорвались, так как станция не смогла погасить скорость.
Эта неудача серьезно подкосила здоровье Сергея Королева. Во время плановой операции врачи хотели удалить полип, но обнаружили злокачественную опухоль. Сама операция была очень сложной. Спустя 30 минут после ее окончания Сергей Королев умер.
Похороны состоялись 18 января 1966 года. Траурная церемония прошла в самом центре Москва на Красной площади. Прах покоится в стене Кремля.