За всю свою жизнь Вера Ивлева пережила немало испытаний, и, изучая ее биографию, можно подумать, что словно сама судьба неумолимо подталкивала её к трагическому финалу. Так, в январе 1999 года в химкинское отделение милиции поступило заявление, в котором говорилось о пропаже человека. Дежурный, взглянув на фотографию пропавшей женщины, был поражён.
«Так ведь это же та… Ну, которая в «Двенадцати стульях»! — воскликнул он, не сумев сразу вспомнить имя актрисы.
Детство
Вера Ивлева (девичья фамилия Кислаева) появилась на свет в подмосковном посёлке Раменье (18 сентября 1943 года) в небогатой, но многодетной семье. Папа будущей актрисы трудился сапожником, а мать — продавщицей в местном магазине.
В семье кроме Веры было два старших брата, Сергей и Александр, и сестра Тамара. Так получилось, что именно с Александром у Веры были особенно близкие отношения.
В школьные годы Вера демонстрировала успехи в учёбе и была одной из лучших учениц в классе. Дома она тоже была хорошей девочкой и помогала родителям по хозяйству: ухаживала за домашними животными и даже доила корову.
Тяга к искусству возникла с ранних лет, так что можно сказать, что Вера всегда мечтала о сцене и очень хотела стать артисткой. И с самого детства она начала реализовывать свою мечту: вместе со своим братом Александром Вера принимала участие в школьных постановках. Оба они были яркими личностями с серьёзными творческими амбициями, однако окружающие не воспринимали их увлечение всерьёз.
Фото: кадр из фильма
Верить до последнего
Когда Александр и Вера приняли решение поступать в театральный институт в Москве, это вызвало полное недоумение у близких. Но это не остановило молодых людей, и они отправились за мечтой в столицу. В Москве они попытались пройти отбор в театральное училище имени М. С. Щепкина, однако из-за провального экзамена комиссия не приняла их.
Александр не смог пережить разочарование и сразу же отказался от дальнейших попыток поступить. Это решение определило всю его дальнейшую жизнь. К сожалению, вскоре после этого он скончался в возрасте 31 года. Для Веры это стало личной большой трагедией.
Вера решила остаться в Москве, и, чтобы хоть как-то прокормить себя, она временно устроилась работать телефонисткой. Через год она предприняла еще одну попытку поступить в театральное училище, но вновь безуспешно. Однако девушка была настойчива, и с третьей попытки ей удалось успешно сдать экзамены.
Изначально ей говорили, что ее крестьянская внешность не позволит ей претендовать на роли героинь драм и романтических фильмов. Но Вера не обращала внимания на жесткую критику и не позволяла комплексам взять над собой верх. Она решила использовать любую возможность для достижения своей цели.
Фото: кадр из фильма
Сплошные эпизоды
Уже в период студенчества Вера Ивлева была талантливой актрисой, и её однокурсники с теплотой вспоминают о ней. Её выступления на экзаменах в комедийных постановках всегда собирали полные залы.
В 1967 году Ивлева с отличием окончила училище и начала свой путь в мире театра. Сначала она выступала в Московском областном театре имени А. Н. Островского и в Театре миниатюр. Позднее она присоединилась к труппе театра «Ленком», в котором прослужила вплоть до 1995 года.
Дебют в кино состоялся, когда Вере Ивлевой исполнилось 22 года. Увы, но на большие роли ее не приглашали и звали только на эпизодические, из-за чего имя актрисы часто не указывалось в титрах. Это, конечно, не могло не расстраивать девушку.
Счастье улыбнулось Вере через год, когда ей дали роль покрупнее – в фильме «Сказка о царе Салтане» (режиссёр Александр Птушко). Да, это был не главный персонаж, однако яркий образ Ткачихи, который мастерски воплотила актриса, надолго запомнился зрителям.
«Прекрасная комедийная актриса. Не боялась быть смешной, забавной. Такие актеры ценны, жаль ролей мало было. Не всем же роковых красоток играть», – говорили про нее фанаты.
А вскоре перед девушкой встал серьезный выбор: Вера приняла жертвенное решение – отказаться от семейного счастья ради карьеры. Её первый муж, офицер Дмитрий Ивлев, настаивал на том, чтобы актриса оставила работу и всю себя посвятила семье. Сохранить брак не помогла даже дочь Ольга, и Вера посвятила себя кино.
Фото: кадр из фильма
Нестандартная внешность
Как бы печально это ни звучало, но Вера всегда понимала, что её внешность не соответствовала общепринятым стандартам красоты, и что именно это обстоятельство мешало получать главные роли. В итоге она со временем «уняла свою прыть» и перестала стремиться к ключевым образам, предпочитая оставаться в тени.
В своей профессиональной деятельности Вера проявляла скромность и нерешительность, не привлекала к себе внимания, да и вообще не отстаивала свою точку зрения на пробах. Во многом это и предопределило ее карьеру, и скромные качества сыграли против неё — она так и не получила главных ролей. Но при этом она мастерски играла второстепенные роли соседок, служанок и тёток.
А однажды Вера упустила реальную возможность стать настоящей звездой. Это произошло в середине 1970-х годов, когда однажды в дверь ее квартиры постучали две женщины, представившиеся ассистентками Эльдара Рязанова. Они предложили Вере сняться в новом фильме.
Однако Ивлева была занята домашними делами, и из-за скромной обстановки она решила не принимать гостей. В итоге Вера отказалась обсуждать предложение, и возможность участия в фильме «Ирония судьбы» была безвозвратно упущена.
Фото: кадр из фильма
Не получилось и в личной жизни
Не складывалось у актрисы и на семейном поприще. В конце 1970-х годов, после неудачного брака, Вера Ивлева встретила талантливого художника-гримера Наума Маркзицера. Влюбленные прожили вместе семь лет в гражданском браке.
В какой-то момент Наум решил переехать в квартиру, которая находилась ближе к театру, где служила его возлюбленная. Вера, недолго думая, вместе с дочерью переехали к нему. Мужчина заботился о них, как о родных, и маленькая Оля вскоре стала называть его «папой».
Вера и Наум были счастливы, но их идиллия не продлилась долго. Наум принял решение покинуть страну и улететь в США. Он предлагал Вере и Оле присоединиться к нему, но она отказалась, так как хотела остаться в театре, к которому прикипела всей душой.
Дочь Ивлевой, вспоминая однажды о прошлом, рассказала, что в какой-то момент её мать поссорилась со своим отчимом и ушла от него, хотя и испытывала к нему тёплые чувства. Однако её характер актрисы не позволил ей вернуться, о чём она часто сожалела.
Третьим мужчиной, к которому актриса испытывала глубокую привязанность, стал Яков Левитан, потомок легендарного диктора Советского Союза. Однако и с ним отношения сложились непросто, так как он страдал от алкогольной зависимости. После распада СССР Левитан всё чаще обращался к алкоголю, что стало причиной разрыва их отношений.
Фото: кадр из фильма
Внезапная гибель
В 1996 году актриса попала в ДТП, получив серьезные травмы. 8 января 1999 года она отправилась к сестре в Химки, но не вернулась. Дочь и зять актрисы обратились в полицию, но поиски не дали результатов.
В марте в районе Бутаковского залива нашли изувеченное тело Ивлевой – опознать труп было тяжело, так как его обглодали собаки. Это был настоящий шок. Вскоре экспертиза показала, что смерть наступила в результате ДТП, после которого тело преступники спрятали в сугроб. Личность виновника трагедии так и не удалось установить.