Ситуацию с инициативой по установке памятника Чингисхану прокомментировал для RuNews24.ru бывший помощник атамана Всероссийского казачьего общества Владимир Козловский.
«Мне понятна и близка логика забайкальских казаков. Чингисхан, хотя сам и не вторгался на территорию исторической России, но был создателем той военной силы, что при его внуке Батые вторглась на Русь, причинив ей неимоверные страдания и разрушения. Батыево нашествие и последующее многовековое иго является черной страницей нашей истории для всех истинных патриотов».
Дикие кочевники разграбили и разрушили множество древнерусских городов, которые являлись очагами культуры, центрами ремесла и торговли. Они разрушали древние величественные православные церкви и храмы, угоняли в рабство русских людей. Разоряли Русь кровавыми набегами и тяжелой данью. За такие «заслуги» едва ли уместно славить и чествовать основоположника Орды. Тем более воздвигать ему памятники на территории России. Монголия, где Чингисхан является национальным героем, безусловно дружественное России государство, оказавшее неоценимую помощь Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны. Однако это обстоятельство ничуть не отменяет того факта, что военно-государственное образование, созданное этим историческим деятелем, было нашей Родине в древности не только смертельно опасно, но и откровенно враждебно.
Монгольские союзники в годы Великой Отечественной не обижались и не протестовали, что в главной песне войны, которую пела вся страна, темная фашистская сила уподоблялась «проклятой орде». Для русского сознания такая аналогия абсолютно естественна и оправдана. Поэтому казачество, которое исторически является опорой русской государственности, защитниками Святой Руси и Православной Веры, просто в силу своей культуры не может согласиться с возвеличиванием сил и личностей, которые Руси и Православию антагонистичны.
«Недавно вот подобные же любители ордынства пытались воздвигнуть памятник тирану и поработителю Сибири хану Кучуму, которого разбил героический казачий атаман Ермак Тимофеевич. Закономерно, что подобные затеи не встретили ни понимания, ни одобрения ни у честного казачества, ни у властей. Памятник постановили снести, а установившим его присудили крупный штраф. На мой взгляд, не грех остудить штрафом или угрозой его применения горячие головы и поклонников Чингисхана».
