Федеральный законопроект о повышении минимального возраста продажи алкоголя, вносившийся в Госдуму сенатором Мариной Сидухиной ещё в июле 2025 года, не дошёл даже до первого чтения. Как пояснил в комментарии RuNews24.ru преподаватель кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Университета «Синергия», владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры» Антон Палюлин, основными препятствиями для принятия новой правовой нормы являются правовые, экономические и медицинские.
«Ст. 60 Конституции РФ и ст. 21 Гражданского кодекса РФ устанавливают полную дееспособность гражданина с 18 лет. Это возраст совершеннолетия, который определяет наступление всей полноты прав и обязанностей, включая право избирать и нести полную уголовную ответственность. Введение запрета на покупку алкоголя для возрастной группы старше 18 лет создает прецедент ограничения дееспособности без изменения возраста совершеннолетия, что может повлечь за собой ограничения ряда гражданских прав не только для молодёжи, но и в перспективе – для людей старшего возраста, фактически устанавливая возрастную дискриминацию», —объяснил эксперт.
По словам Палюлина, экономический прогноз при введении единого федерального запрета указывает на прямые риски роста нелегального рынка. Этот вопрос исследовался ещё в 2019 году, когда Минздрав предлагал ограничить продажу алкоголя крепче 16,5% для лиц младше 21 года. Против такой инициативы выступили Минэкономразвития и Министерство финансов. Дело в том, что запрет продаж для группы населения приведет к потерям акцизных доходов бюджета, а запрет на покупку алкоголя для молодёжи 18-21 года означает не снижение потребления алкоголя, а переток спроса в теневой сектор, где контроль за качеством продукции отсутствует.
Он также отметил, что ключевым аргументом в пользу действующего на настоящий момент регионального подхода к определению времени продаж в сторону его возможного сокращения, основанного на ст.ст.5 и 16 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», является значительная дифференциация уровня потребления алкоголя и связанных с ним социальных проблем на территории России.
«Согласно данным Росстата за осень 2025 года, разница в среднедушевом потреблении алкоголя в пересчёте на чистый спирт между субъектами РФ может превышать восьмидесятикратный уровень: если в Чечне в среднем употребляют 130 мл чистого алкоголя в год, то в Свердловской области – 10490 мл в год. В таких условиях единая запретительная норма может стать слишком грубым административным инструментом, который без учёта региональной особенности окажется где-то недостаточной, а где-то – избыточной мерой, стимулирующей теневой сектор самогоноварения».
