Как пояснила в комментарии RuNews24.ru член Экспертного клуба «Дигория» политолог Инна Рудая, на данный момент российско-японские отношения находятся в очередном кризисе, а в политике официального Токио явно прослеживается откровенно антироссийская риторика. После начала военной спецоперации японское руководство поддержало рестрикции против Москвы и стало оказывать финансовую поддержку киевскому режиму. Кроме того, в «день северных территорий» проходят мероприятия, на которых звучат требования о возвращении островов Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи, закреплённых за Японией в результате Симодского трактата 1855 года.
«Диалог по статусу Курил, который возобновлялся в периоды нормализации, на сегодняшний день невозможен. Позиция Кремля остаётся неизменной: Курильские острова входят в состав Российской Федерации, их суверенитет закреплён конституционно, а пересмотр статуса рассматривается как ревизия итогов Второй мировой войны. Продолжает снижаться степень сотрудничества: взаимная торговля с 2022 года сократилась примерно вдвое, сворачиваются гуманитарные контакты и технологический обмен», — рассказала эксперт.
При этом Япония всё же сохранила своё участие в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые обеспечивают страну СПГ, а также снижают зависимость от поставок с Ближнего Востока. На этом фоне российским гражданам по-прежнему относительно легко получить японскую визу, а в прошлом году число поездок россиян в Японию достигло исторического максимума, что говорит об отсутствии полной изоляции.
«В условиях усиливающейся блоковой логики мировой политики Япония, являющаяся ключевым военно-политическим союзником Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе, объективно находится в орбите американского влияния. При этом Россия, в свою очередь, усиливает стратегическое взаимодействие с Китаем».
В таких условиях активное развитие отношений между Москвой и Токио в ближайшее время выглядит маловероятным. Однако географическая близость, экономические интересы и региональная стабильность требуют поддержания базового уровня взаимодействия и политического диалога.
