Когда счет идет на минуты
— Екатерина Сергеевна, расскажите, как всё началось?
Екатерина Сергеевна: — У нас вся семья очень любит животных. В 2022 году мы проводили на радугу нашего кота, которому было 19 лет. Это было невыносимо больно. Спустя год младший сын уговорил нас взять котенка породы невская маскарадная, назвали Ланселот. Носились с ним как с ребенком, очень полюбили.

Директор ветеринарной клиники «Зоогном» Шуманова Екатерина Сергеевна
И вот когда ему было 6 месяцев, он на даче умудрился найти крысиный яд. Мы прилетаем в ближайшую клинику, ему делают промывание, ставят капельницу и говорят: «Если найдете вот такой препарат, дело пойдет быстрей. Но его достать трудно». Мы объездили все аптеки — ничего.
Вернулись домой, но сердце чувствует неладное. Звоню в Москву нашему врачу, она говорит: спасет только укол того самого препарата. Что с нами было в тот момент — не передать. Вечер субботы, время уходит. Я обзваниваю клиники и нахожу препарат в одной, которая закрывается через 20 минут. А нам ехать 30. Но там работали настоящие врачи — согласились подождать.
Неслись мы так, что фильм «Такси» отдыхает. Забегаю — врачи видят котенка, и я по их лицам понимаю: возможно, опоздала. Плачу, умоляю спасти. Нам делают укол, отпускают молиться… Но чудо случилось — Ланселот пошел на поправку.
Виталий Сергеевич: — Это классическая ситуация, когда владелец теряет драгоценное время. Владельцы часто примеряют свое самоощущение на животное — самая частая и фатальная ошибка. Кошка или собака — не человек, подхода требует принципиально иного. Главный совет: не ждать 3-4 дня, а сразу обращаться при первых признаках недомогания.

Врач ветеринарной клиники «Зоогном» Гаврилов Виталий Сергеевич
Екатерина Сергеевна: — Пережив эту историю, я поняла, что хочу помогать, спасать, дарить животным здоровье, а их владельцам — счастье. Как важно быть неравнодушными, как много зависит от человечности. А учитывая, что дочь у нас грумер, идея открыть клинику только окрепла.
Гном, который обнимает собаку
— Почему «ЗооГном»?
Екатерина Сергеевна: — Клиника семейная, название обсуждали долго, спорили. Для нас животные — как дети, а детство ассоциируется с игрушками. Из необычных персонажей выбрали сказочного и доброго гнома. На логотипе он обнимает собаку.

Первый день был волнительный, но страха не было. Правда, ремонт делали до самого открытия, намывали всё ночью. Первый день прошел как в тумане. (Смеется.) Первый посетитель пришел на груминг — французский бульдог Дуся, прекрасная добрая девочка.
Виталий Сергеевич: — Меня привлекли инфраструктура и коллектив. В молодых клиниках есть поле для деятельности врачей с адекватным образованием. Они не испорчены «старой школой», которая использует "иммуностимуляторы" - настой овса, кефир с барием и такого рода способы лечения. Здесь можно работать по-настоящему.
— Как вы стали ветеринаром?
Виталий Сергеевич: — На ветеринарный факультет поступил на третьем курсе медицинского института. Учился параллельно. Я врач до мозга костей. К тому же с детства держал собак, много времени уделял кинологии. Это был естественный путь.
Кошка из стиральной машины
— Был ли случай, который вы точно запомните навсегда?
Екатерина Сергеевна: — Почти каждый уникален. Но одна история очень запомнилась: забегает молодая пара, на руках кошка, из которой рекой льется вода, вот прям отовсюду. Оказалось — кошку постирали в машинке. Для меня это был шок.
Кошечка черная, при загрузке темного белья заскочила в барабан, хозяйка не заметила. Спохватилась на полоскании. Представляете, сколько она там была? Нахлебалась воды, натерпелась страху. Врачи боролись несколько дней — переломы, ушибы, все заполнено водой. Но мы ее спасли! Хозяйка до сих пор периодически звонит и просто говорит спасибо.
А я теперь каждый раз перед запуском проверяю машинку очень внимательно. Хоть мой кот большой и пушистый, но эта история не выходит из головы.
Виталий Сергеевич: — Очень радостно, когда видишь, как тяжелые пациенты идут на поправку. Недавно привозили собаку, которую сильно покалечила другая. Провели операцию, зашили. Через неделю она уже бегала на всех четырех лапах. Вот ради таких моментов всё и делается.
От питонов до петухов
— К вам приносят экзотических животных — питонов, петухов, свинок. Вы это планировали?
Екатерина Сергеевна: — Изначально нет. Но владельцы звонят, просят помощи, и мы стараемся не отказывать. Наши врачи имеют общие знания об экзотике. Проводим осмотр, оказываем экстренную помощь, если нужно — направляем к герпетологу, ратологу. Первыми пришли с шиншиллой, потом пошли ящерицы, питон, белка, петух…
Виталий Сергеевич: — Экзотическими занимаются коллеги-специалисты. Каждый пациент уникален, не могу выделить кого-то особенного. Нет четкой структуры дня — обратиться могут с любой ситуацией. То, что владельцу кажется легким недомоганием, на поверку оказывается проблемой, требующей немедленной помощи.
— Нужно специальное оборудование?
Владелица: — В рамках общей специализации — нет. Главное — опыт врачей и желание помочь. Если проблема выходит за рамки компетенции, перенаправляем к узким специалистам, однажды даже направляли в специализированный стационар.

Операции на кухонном столе — это преступление
— Какой миф о ветеринарии вы хотели бы развенчать?
Виталий Сергеевич: — Есть убеждение, что вызов врача на дом так же эффективен, как посещение клиники. Это фатальная ошибка. Не говоря об операциях на кухонном столе — я не понимаю, почему люди не думают, что это нестерильно. Анестезия может быть управляемой и безопасной только в операционной. Клиника — не просто место, это комплекс условий для качественного лечения.
Екатерина Сергеевна: — Раньше я работала в медицине, занималась подбором персонала. Но найти хороших ветеринарных врачей оказалось невероятно сложно. При каждом собеседовании я ставила себя на место волнующегося хозяина, смотрела на врача его глазами. Сейчас горжусь командой — каждый профессионал, болеет душой за пациентов.
Я открывала клинику с одним врачом общей практики, мечтала к Новому году собрать узких специалистов. Сейчас у меня терапевты, хирург, гастроэнтеролог, дерматолог, офтальмолог, орнитолог. Очень сильная команда.
«Доктор Гугл» иногда мешает
— Что думаете, когда владелец приходит с диагнозом из интернета?
Виталий Сергеевич: — Зависит от человека. Если просто обеспокоен — подробно объясняю патогенез состояния. Но если считает, что знает лучше врачей, прием прекращается, рекомендую обратиться к другому специалисту. Без терапевтического контакта «врач — владелец» помочь невозможно.
Владелец несет гораздо больше ответственности за состояние животного, чем врач. Это важно понимать.
Екатерина Сергеевна: — Врачи всегда на связи с пациентом, даже в выходной. Мы не лечим шаблонно, стараемся раскопать суть проблемы — не устранить симптомы, а избавить от болезни навсегда. В каждом кабинете есть игрушки для животных, теплые пледы, в зоне ожидания — вкусняшки и свежая вода. Создаем семейную атмосферу.
— Как животные реагируют на прием?
Виталий Сергеевич: — Животное чувствует авторитет. Я бы сказал, на приеме они не боятся, а успокаиваются. Врачом, в отличие от владельца, животные манипулировать не умеют.
Красная черта
— Есть принципы, которые не нарушите, даже если невыгодно?
Екатерина Сергеевна: — Никогда не делаем негуманное. Не бреем кошек, не чистим зубы ультразвуком без анестезии, не проводим эвтаназию по просьбе владельца — только по медицинским показаниям. Не делаем «мягкие лапки» — удаление когтей у кошек, не клеим «антицарапки», не подрезаем голосовые связки. Это наша красная черта.
Виталий Сергеевич: — Все пациенты равны и требуют помощи независимо от эмоций врача. Это важный принцип профессионализма.
— Бывает говорить владельцу сложную правду?
Екатерина Сергеевна: — Обычно сообщает врач. Если я рядом — поддерживаю, успокаиваю, бывает плачем вместе. И очень радуемся коллективом каждой победе, каждому вылеченному хвостику.
Виталий Сергеевич: — Владельцу озвучивается информация «как есть». Честно и открыто. Единственно правильный подход.
Три кита здоровья
— Три главных совета владельцам животных?
Врач: — Первое: регулярная диспансеризация. Второе: качественное кормление. Третье: не ждать 3-4 дня, сразу обращаться при первых признаках недомогания. Это три кита здоровья питомца.
— Что изменилось в ветеринарии за последние годы?
Виталий Сергеевич: — Прочно вошла эндоскопия — гибкая и жесткая. Активно используем в диагностике и лечении. Серьезный прорыв в нашей сфере.
— Самый необычный запрос?
Екатерина Сергеевна: — Иногда владельцы кобелей спрашивают, можно ли после кастрации поставить собаке имплант.
Жизнь перевернулась
— Как изменилась жизнь за эти месяцы?
Екатерина Сергеевна: — Перевернулась с ног на голову. Все разговоры — только про лечение, животных, случаи. Раньше шла по улице, видела солнце, деревья, красивые здания. Теперь вижу только животных. Их оказывается очень много рядом. Баланса между работой и личным временем нет вообще. Работа стала жизнью, вытеснив всё остальное.
— Что оказалось самым сложным?
Екатерина Сергеевна: — Видеть, как животные болеют. Как хочется всем помочь, спасти, утешить. Переживаю за каждого как за своих. Это правда очень тяжело.
Виталий Сергеевич: — Главная сложность — пациент не может сказать, что болит. Приходится быть детективом, читать по признакам, анализировать поведение. И нести огромную ответственность за жизнь, которая полностью зависит от тебя.

Не останавливаться на достигнутом
— Главный показатель успеха?
Екатерина Сергеевна: — Отзывы пациентов, их рекомендации и доверие. Мы молодая клиника, процент приходящих по рекомендациям растет каждый месяц. Обычно люди ищут в картах — 2ГИС, Яндекс, читают отзывы. Обращают внимание на вывеску и запоминающееся название.
— Планы на будущее?
Екатерина Сергеевна: — Планируем расширение: большой хирургический блок, стоматологическое отделение, круглосуточный стационар, эндоскопию. В будущем — открытие филиалов.
— Совет тем, кто думает открыть ветклинику?
Екатерина Сергеевна: — Задайте себе вопрос: готовы ли переживать с каждым питомцем его страхи? Быть на телефоне 24/7? Ждать результатов каждого решающего анализа? Я всё еще набиваю шишки, не знаю, всё ли делаю правильно. Но сильная команда, поддержка семьи и вера в успех ведут вперед.
— Какой совет дали бы себе полгода назад?
Екатерина Сергеевна: — Не совет, а напутствие: не останавливайся на достигнутом. Даже если кажется, что всё отлично — помни, надо идти вперед и расширять горизонты.
Виталий Сергеевич: — А я бы добавил: профессионализм и человечность — не взаимоисключающие вещи. Наоборот, одно без другого просто невозможно в этой профессии.
Примечание редакции: У Екатерины Сергеевны есть собственные питомцы — такса Тедди (7,5 лет) и кот Ланселот (2,3 года), тот самый, чья история подтолкнула к открытию клиники. Они наблюдаются и лечатся у врачей «ЗооГнома».
Клиника находится по адресу: Москва, бульвар Андрея Тарковского, 10. Режим работы: ежедневно с 9:00 до 21:00. Телефон: +7 (926) 190-10-07.
