С точностью до пяти миль…
Доподлинно неизвестно, что случилось в начале марта 1968 года в тихоокеанских глубинах недалеко от Гавайских островов. Спасательная операция, которую проводили соответствующие службы с разрешения командования советского флота, не дала никаких результатов. Следов субмарины найдено не было, несмотря на то, что в зону предполагаемого исчезновения были направлены множество разведывательных самолетов и кораблей.
Последний раз подлодка К-129 выходила на связь вечером 11 марта, а потом она вдруг не подала радиосигнал при пересечении 180-го меридиана. Поначалу на это мало, кто обратил внимания. Лишь после двухнедельного молчания в штабе забеспокоились, но было уже слишком поздно…
Внезапный всплеск поисковой активности ВМФ СССР насторожил американских «противников», у которых, как оказалось, повсюду были свои «уши». В морской пучине их роль выполняли специальные микрофоны-гидролокаторы.
Специалисты по борьбе с подлодками, проанализировав ситуацию, решили провести собственное расследование. Прослушав различные океанские шумы, записанные на специальные устройства, они установили, что 11 марта, действительно, в одном из районов Тихого океана был зафиксирован необычный шум, похожий на мощный одиночный взрыв.
Та самая советская субмарина
«Нанеся на карту определенное несколькими микрофонами направление и вычислив задержку сигнала, ВМФ США смог определить место аварии К-129 с точностью до пяти миль (9 км). Оно находилось ровно на полпути между Гавайями и Северными Курилами, в сотнях миль от того места, где СССР вел поиск, - пишет журналист Василий Зайцев, специализирующийся, преимущественно, на хрониках времен советской эпохи. - Дно в этом районе обследовали с помощью атомной подводной лодки специального назначения Halibut, способной зависать в толще воды и погружать на семикилометровую глубину фото- и видеокамеры системы FISH».
Почести отданы
После получения фотографий лежащей на дне К-129 у ЦРУ и командования ВМФ США созрел план. Американцы захотели детально исследовать затонувшую субмарину, однако для этого нужно было опуститься на глубину 5 км (именно там покоилась субмарина). Одна из самых масштабных и секретных операций в истории ЦРУ получила название «Проект «Азориан».
Для реализации задуманного пришлось построить специальное судно уникальной конструкции, подводную баржу для скрытной перевозки устройства захвата и массу вспомогательного оборудования. В июле 1974 года судно заняло позицию над затонувшей подлодкой и зафиксировало ее с помощью маневровых двигателей.
Устройство захвата опускается на обломки субмарины
Не будем описывать подробности спасательной операции со всеми техническими нюансами, которых, кстати, было достаточно много. Ведь нужно было учесть десятки мелочей, без которых подъем был бы неосуществим. Как итог - в носовом фрагменте, поднятом сквозь прорезь дна, находилась масса интересных вещей, включая две ядерные торпеды, различную техническую документацию, в том числе инструкцию по эксплуатации баллистических ракет.
По некоторым данным, удалось вытащить даже шифровальные книги и криптографическое оборудование. Но самое главное - в носовом отсеке удалось обнаружить останки шестерых погибших моряков. Позже по ним провели обряд отпевания, а потом захоронили по военно-морскому обряду. В 90-х годах видеозапись похорон вместе с поднятой рындой (колоколом) лодки и советским флагом, которым покрывали гробы, передали Правительству РФ. Всего в той морской катастрофе погибли 98 членов экипажа.
Композитное телеизображение К-129, снятое американскими подводными аппаратами
Виной всему шторм?
Прошло более полувека с того дня, как подлодка К-129 перестала выходить на связь. До сих пор непонятно, что тогда произошло. Выдвигалось множество версий того океанского ЧП. Так, советский адмирал Виктор Дыгало предполагал – причиной стало столкновение с американской субмариной Swordfish, которая как раз в то время несла службу на севере Тихого океана и неизвестным образом получила кое-какие повреждения.
Другая версия говорит о внезапно возникших проблемах с жидким ракетным топливом или торпедами. Наиболее достоверное предположение выдвинул капитан Джек Ньюмен, американский подводник, одним из первых оказавшийся внутри поднятой советской субмарины.
По его мнению, катастрофа произошла примерно в 22:00 по петропавловскому времени. Где-то за час до этого командир лодки Владимир Кобзарь, капитан первого ранга, отдал приказ совершить несколько резких разворотов, чтобы прослушать гидролокатором «слепые зоны» позади лодки (об этом свидетельствуют записи бортового журнала).
Командир ПЛ «К-129» Владимир Кобзарь
Это был стандартный маневр советских субмарин, за которым обычно следовало всплытие на перископную глубину и поднятие РДП (устройства для работы двигателя под водой). В тот вечер в океане был сильный шторм. Ньюмен не исключает, что одна из волн на перископной глубине залила РДП. Повреждение стало роковым для всей подлодки.
Через него, как предположил исследователь, вода попала в кормовой аккумуляторный отсек, приведя к короткому замыканию. Это, помимо поломки самих батарей, вызвало резкое выделение токсичных газов и пожары, которые через какое-то время привели к реакции между жидкими компонентами топлива баллистических ракет (по сути, их запустили внутри корпуса).
Впрочем, об истинной причине, приведшей к гибели советской субмарины со всем экипажем, можно только догадываться. Значительная часть документов, поднятых вместе с частью подлодки, до сих пор не рассекречена. Не исключено, что там содержатся такие сведения, которые широкой общественности лучше не знать.