Они дополняют стандартную гонку тяжёлых вооружений. Мы уже упоминали в своих материалах о том, что среди технарей и изобретателей хватает патриотов, которые готовы создавать новые, условно «лёгкие» типы боевой техники буквально в гаражах.
«Музыка» из Дагестана
Вот и на полигонах в ДНР проходят сейчас весьма интересные испытания. Объект – транспортно-пусковой контейнер с габаритами, подобными противотанковым ракетным комплексам (ПТРК). Однако эти комплексы – иные.
Комплекс «Солист» разработан концерном КЭМЗ («Кизлярский электромеханический завод») из Дагестана. Внедрением и испытаниями разработки занимается АНО «Центр Ривир».
На испытаниях «Солиста»
На испытаниях в Донбассе удалось побывать корреспонденту «Известий». Боец с позывным «Скрипач» разъяснил суть нового вооружения под названием «Солист».
«На деле это – экспериментальное, перспективное изделие; одноразовый носитель реактивного типа», - рассказал боец-испытатель.
По дополняющему принципу
С первого взгляда объект похож на миномёт. Он также устанавливается под большим углом на специальные стойки-сошки. Для запуска следует снять два предохранителя и отодвинуться на безопасное расстояние.
А теперь самое главное. Для запуска этого комплекса, который похож на БПЛА, нужно надеть очки от FPV-дрона. Также пуск осуществляется с помощью пульта – ещё одно сходство с беспилотником. Однако это не беспилотник.
После тихого выстрела ракета весьма негромко, не громче фейерверка уходит в небо. Цель этого комплекса – борьба против танков и иной бронетехники врага в боевых условиях.
Не всегда есть возможность использовать обычные противотанковые комплексы
«Солист» дополняет минометы и противотанковые комплексы. Есть условия, когда ПТУРы невозможно использовать, например, при сложном рельефе», - рассказывает «Скрипач».
У обычных же миномётов нет преимущества «Солиста» - корректировки при работе по цели. На изделие установлена курсовая камера, которая позволяет при свободном падении корректировать полёт.
Дальность огня нового вооружения – порядка 10 км. Это дальше, чем у ПТУРов, и близко к параметрам 120-мм миномётных орудий.
Боеприпасами для такого оружия могут быть стандартные гранатомётные выстрелы, которых достаточно производится в России. Поскольку заряд из «Солиста» летит весьма быстро, то он способен преодолевать зоны радиозаслонов и РЭБ, не теряя корректируемости. По траектории он продолжит лететь даже при потере управления.
Ставка сделана на уникальность
Одним из неявных преимуществ «Солиста» является и его относительная дешевизна в сравнении с ПТУРами и гранатомётами. Разработчики сравнивают его с одноразовым гранатомётом. И пока что подобных вооружений для пехоты ни у кого нет.
Эффективность его сравнима с показателями дорогих западных ракетных комплексов. Однако потенциальная дешевизна и массовость «Солиста» должна привести к тому, что их будет у наших войск ощутимо больше, чем аналогов у противника. Это немаловажно, так как опыт СВО указал на важность плотности огня.
Кроме всего прочего, данная разработка после прохождения всех испытаний и согласований, не должна столкнуться с проблемами в производстве. Ведь «Солиста» планируется полностью собирать либо из отечественных комплектующих, либо из аппаратной базы из дружественных стран.
По сравнению с обычными миномётными системами у «Солиста» есть преимущество - управляемость
Перспективность изобретения подтверждается тем, что изначально комплекс предназначался для укрепления опорных пунктов ВС РФ в зоне ведения боевых действий. То есть, преимущественно для оборонительных функций.
Теперь же, после ряда испытаний, разработкой вплотную заинтересовались общевойсковые и разведывательные подразделения. В общем, после испытаний и, если нужно будет, доработок, этот комплекс пойдёт в «массы». Военные, безусловно.
Принципиально иной подход
Конкретные разработки – от защитных рам для танков и орудий, до систем вроде «Солиста» - есть показатель не только конкретных инноваций. Но и «корректировки» всей системы инженерно-производственной работы в России.
Государство наконец развернулось лицом к рядовому изобретателю. Ранее приёмкой «товара» ведали военно-административные ведомства и подразделения. Гособоронзаказ –вещь бюрократически громоздкая, ничего не попишешь.
Для украинских танков появится новая угроза
СВО изменила этот порядок дел и разработки как индивидуальных изобретателей, так и небольших и средних предприятий проходят другое сито отбора.
Как раз такую роль играет и АНО «Центр Ривир». По сути, это уникальная институция для российской оборонно-промышленной отрасли. Этот центр занимается внедрением инноваций в сфере военных технологий и продукции.
Америке — по носу
И первый замдиректора «Ривира» Илья Гусев также находится в ДНР и наблюдает за испытаниями подающей надежды продукции.
«Наша организация занята задачами по разработке, акселерации и внедрению в силовые структуры и армию самых разных инженерных, инновационных решений», - отмечает Гусев.
Не только «стандартный» большой оборонпром приближает победу в СВО
Так что, вероятно, Россия получила свой аналог управления перспективных исследований минобороны США (DAPRA). В Америке этот центр был запущен сразу после того, как СССР испытал первый искусственный спутник Земли; и его разработки немало крови попортили советским высшим управленцам и генералам. С запозданием, но «привет» Западу вернулся.
А «Солист» может быть запущен в серию и поступить в наши боевые подразделения уже этим летом.