Предварительной причиной обрушения дома назван взрыв газа. Следователи 5 августа задержали мастера и двух слесарей, которые в июне обслуживали пятиэтажку. Задержанным вчера избирали меру пресечения. 33-летний слесарь Александр Алимов и его 41-летняя коллега Александра Ерыкина, а также 46-летний мастер Максим Гривский не признают свою вину, а их родственники считают, что рабочих сделали крайними.
«Если бы были нарушения, их бы устраняли на месте. Если бы их невозможно было устранить, поставили бы заглушку и газ не подавали», - сказал в суде Гривский.
Подозреваемые газовики
Обвинение настаивало на продлении ареста для подозреваемых, аргументировав это тем, что тогда обвиняемые не смогут оказать давление на свидетелей, а также договориться между собой и другими фигурантами дела. А их, как оказывается, еще не арестовали. Судья отправил задержанных под домашний арест до 1 октября 2024 года.
На суде прозвучали показания свидетелей, которые утверждали, что накануне жители многоэтажки чувствовали запах газа, но специальную службу не вызывали. Еще одна странность - это рассказы жильцов дома. За четверть часа до взрыва они видели неизвестных в форме газовиков, которые ходили по квартирам соседнего дома, но их оттуда выгнали. Еще один житель утверждал, что такие же люди приходили два дня назад.
Разрушенный дом
В прокуратуре Свердловской области заявили, что подтверждений того, что сотрудники газовой службы выезжали по вызову в этот дом, нет. Официальная проверка проходила 24 июня, и тогда нарушений не зафиксировали.
На суде зачитывались показания родителей погибшего 7-летнего ребенка, который гулял во дворе, но в момент трагедии забежал в гости в злополучный дом. Еще в 11:41 он выходил на связь, а через несколько минут произошел взрыв. По оценкам медиков, практически все погибшие умерли от травматической асфиксии.
Медики работали на месте происшествия двое суток
Люди отмечают работу врачей, которые помогали пострадавшим на месте ЧП. Медик Ольга Асхатова поделилась воспоминаниями о тех днях. По ее словам, в 10 утра 1 августа она пришла домой со смены. Однако через пару часов раздался звонок, и ее попросили приехать на работу. Врач-реаниматолог помогала людям в Нижнем Тагиле в течение двух суток.
Ольга вспоминала, как ее коллеги спешили к месту трагедии. Медики развернули во дворе госпиталь и готовы были оказать помощь, ведь прямо на месте обрушения в их распоряжении были аппараты ИВЛ, растворы и наборы инструментов и катетеров для всех возрастов, так как они понимали, что много детей могло находиться дома.
Половина погибших - дети
Спасатели, как только находили человека, подавали знак, и врачи тут же начинали свою работу.
«Мы слышали команду «Несут!» – и он поступал к нам», - вспоминает Ольга.
Мобильный медицинский отряд, который работал на месте происшествия, состоял из травматолога, нейрохирурга и реаниматолога. После осмотра пациента, медики сначала вводили обезболивающее, а уже потом решали, какие манипуляции нужно сделать, чтобы помочь пострадавшему. В тяжелом состоянии была девочка, но силами медицины катастроф ее смогли доставить в Екатеринбург. Ольга сопровождала пострадавших, а потом возвращалась на место происшествия.
Ольга Асхатова
Асхатова давно мечтала поработать в связке со спасателями, но призналась, что в тот момент как будто оказалась в параллельной реальности. Ей в память врезались слова: «Внимание! 5 минут тишины! Заглушить моторы!».
«В наш ММОСН (мобильный медицинский отряд специального назначения) пришли психологи МЧС. Они другие. Лица, глаза. Не похожие на нас. Они умеют лечить душу», - написала Ольга в соцсети.
В поисках людей помогали собаки. Если она находила живого человека, то ей давали вкусненькое. Позже вертолет МЧС доставил еще двух собак - ретривера и овчарку. Именно они стали настоящими психологами для медиков, ведь с врачами в этот момент специалисты не работали.
Людей под завалами искали собаки
Реаниматолог вспоминала, что молодая овчарка играла с врачами, когда ей давали отдых. Медики с помощью собаки отвлекались от той боли и горя, которые царили на месте обрушения. Так врачи психологически разгружались, ведь они все пропускали через себя.
Асхатова отметила, что за пять лет ее работы – это первое крупное чрезвычайное происшествие, от этого в душе было много боли. На месте обрушения всех обеспечивали горячим питанием, так как ощущался холод и сырость. Также на помощь приходили волонтеры, они решали бытовые вопросы и давали возможность врачам не отвлекаться и заниматься пациентами.
Волонтеры приходили на помощь врачам и спасателям
Медики двое суток работали в Нижнем Тагиле и спали урывками, когда это было возможно. В часы ожидания пострадавших они не сидели без дела, а оказывали помощь родственникам тех, кто находится под завалами. У многих был гипертонический криз и острые реакции на стресс. Ольга отметила, что больше всего опасалась за людей, которые держали все в себе.
«Мне запомнилась одна женщина, ребенок которой был под плитами разрушенного подъезда: ничего не отображающие глаза, застывшая мимика, и при этом идеальные пульс, давление, частота дыхания», - рассказывала реаниматолог.
Люди в ожидании
По ее словам, именно таким людям больше всего необходима помощь психологов. Ведь даже для медиков все происходящее было на грани возможностей организма. Последним из-под завалов достали мужчину, в момент взрыва он спал, укрывшись одеялом, возможно это его и спасло.
В результате спасатели вызволили 16 человек. Каждому оказывали помощь на месте, но выжить смогли только шестеро. Десять человек, в том числе пять детей, погибли. Врачей, которые помогали пострадавшим, назвали супергероями.